На необходимость разработки долгосрочной модели хозяйственно-гуманитарного освоения территории России с учетом изменений ее места и роли в мировой экономике и геополитике после распада СССР указывалось еще в 90-е гг. учеными-регионалистами; федеральной властью такая потребность была озвучена после финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., вскрывшего ряд серьезных региональных диспропорций. Проект стратегии пространственного развития России до 2025 г. был разработан Министерством экономического развития РФ и обсуждался на протяжении второй половины 2018 года.
По мнению авторов статьи, стратегия является доктринальным документом крайне высокого уровня обобщения, где много «белых пятен», в числе основных: перечислены проблемы пространственного развития РФ, но не названы причины их возникновения, нет объяснений, почему существуют инфраструктурные ограничения в социально-экономическом развитии территорий; не аргументированы критерии выделения 14 макрозон, игнорируются сложившиеся принципы районирования и общепринятые научные методы зонирования; никак не подкреплена соответствующими расчетами новация в виде деления специализации регионов на эффективную и неэффективную; игнорируются вопросы финансирования многочисленных затратных проектов; нет объективного представления о проектах развития инфраструктуры и др.
Авторами выявлены региональные особенности субъектов Южного федерального округа, которые не учтены в проекте документа и внесены предложения по более объективному отражению перспектив развития южных регионов в стратегии.