Для России как государства федеративного типа в рамках перехода к системе стратегического планирования чрезвычайно важно утвердить мезоуровень такого планирования. Его роль состоит в увязке и согласовании федеральных стратегий как отраслевого и пространственного характера со стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. До последнего времени, хотя и достаточно пассивно, такую роль выполняли стратегии федеральных округов, которые преимущественно основывались на принципе механического суммирования региональных стратегий, но с попыткой неким образом продвинуть идеи межрегионального сотрудничества. При разработке документов стратегического планирования сообразно требованиям 172-ФЗ возникла гипотеза привязки мезоуровня такого планирования к макрорегионам, в том числе в виде возможной альтернативы федеральным округам. В современных условиях, с учетом реалий России как государства федеративного типа и специфики экономики рыночного типа утверждение макрорегиона как особого субъекта стратегического планирования требует широкого круга правовых, экономических и институциональных предпосылок, которые и рассматриваются в данной статье.