Подписка

*
*  два раза в месяц
** по мере размещения
Подписка на новости Подписка на бюллетень
Из первых рук » Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, доктор экономических наук

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, доктор экономических наук


Оценить потребность в финансовых ресурсах сложно, но можно

В статье 7 Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» говорится о необходимости определения источников финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, в пределах ограничений, определяемых в рамках прогнозирования. Еще в одном месте (пункт 3 статьи 32) появляется требование о включении оценки финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии, в содержание самой стратегии.
Реально ли это сделать на перспективу в пятнадцать и более лет?
Механизмы оценки финансовых ресурсов, необходимых для реализации региональных стратегий, могут основываться на двух подходах. Один из них – «оценка сверху» – базируется на данных макроэкономических прогнозов. В таком случае может быть определен предельный объем бюд-жетных ресурсов, полученный через выявление уровня налоговой нагрузки в валовом региональ-ном продукте и суммарный объем инвестиций при допущениях о том, что их доля в ВРП будет оставаться неизменной (или расти, или уменьшаться).
Подход «снизу» базируется на совокупности стоимости всех существующих или пока гипотетически возможных инвестиционных проектов региона и на «экстраполяции» регионального бюджета на долгосрочную перспективу.
Скорее всего, при наложении двух подходов будут получены разные данные, свидетельствующие как о завышенных оптимистических настроениях разработчиков стратегий, так и о потенциальных возможностях работы с внешними для региона инвесторами, включая и федеральный центр.
Субъекты федерации, утвердившие или скорректировавшие свои стратегии социально-экономического развития в 2014-2016 гг., использовали оба подхода, при этом часто собственно расчет финансовых ресурсов оставался вне утверждаемого текста стратегии. Во многих документах оценка финансовых ресурсов просто подменяется списком необходимых мер для их привлечения на территорию региона.
Несмотря на это, отказываться от даже примитивных расчетов средств, необходимых для финан-сирования долгосрочных планов, неразумно. Даже примерная оценка стоимости мероприятий, связанных с реализацией стратегии, показывает, насколько реалистична стратегия, нужно ли при-влекать внешних инвесторов и ввязываться в мегапроекты, сулящие и большое привлечение средств, и значимые обязательства.
В перспективе оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации региональной страте-гии, нужно будет стыковать с бюджетным прогнозом на долгосрочный период. Порядки его раз-работки были приняты во всех субъектах федерации. Однако публично такой документ был пред-ставлен лишь в нескольких регионах.
Как бы то ни было, хотя долгосрочные оценки финансовых ресурсов – дело непростое, делать их не только нужно, поскольку этого требует 172-ФЗ, но и полезно для формирования адекватной и разумной стратегии социально-экономического развития региона.